Нематериальная мотивация

 Нематериальная мотивация. Почему это важно?

 
Каждый вечер 95 процентов всех активов моей компании разъезжаются на машинах по домам. Моя задача — создать такие условия труда, чтобы на следующее утро у всех этих людей возникло желание вернуться обратно.
Джеймс Гуднайт.
 
 
Мир изменился. Сегодня мы не кидаемся покупать «выкинутые на прилавок» цветные телевизоры, мы выбираем магазин или ждем распродажу, мы не стоим в километровых очередях за «дефицитом», сегодня мы выбираем ресторан, и если нам не нравится обслуживание, уходим, не оставляя чаевых, а вспоминаем о нем с возмущением. Так же мы выбираем и работу. Прошло время, когда за кусок хлеба человек мог работать от рассвета и до заката. Особенно если это квалифицированный сотрудник, умеющий думать головой или что-то хорошо делать руками.
 
Конечно, материальное вознаграждение – это базовая составляющая мотивационного поля, но важно помнить, что не единственная! Вспомните ситуации, когда люди не уходят с любимой работы, на более высокую зарплату и наоборот покидают места с высокими окладами, чтобы уйти «в никуда». Что же движет нами, когда базовая потребность в еде, одежде и безопасности удовлетворена?
 
За последние двенадцать лет я познакомился с десятком различных мотивационных систем. Лучшее, что мне доводилось видеть – классификация, созданная внутри КГ «Руна», в которой мне посчастливилось работать в течение трех лет.
 
Суть классификации в том, что в каждом человеке есть пять мотивационных составляющих, которые присутствуют одновременно, но находятся в разной иерархии.
Классификация настолько интуитивно понятна руководителям, что часто приходится слышать «да я это знал бессознательно, а теперь классифицировал». Но самое главное как раз и состоит в том, что мы мотивируем других что-либо делать или не делать, не осознавая, как именно мы это делаем, а часто и свои мотивы понимаем не четко или вообще не думаем о них.
 
И так, для того, чтобы понять, как мы устроены и как устроены наши сотрудники, нужно разобраться, что вообще дает человеку силу и энергию, чтобы двигаться по жизни.
Один из самых сильных «источников питания» - стремление утвердить себя в этом мире, почувствовать что «я есть».
 
А дальше вступают в силу индивидуальные различия и как здорово, что мы все такие разные. И так пять основных способов получать подтверждение своему существованию в процессе работы (как известно, занимающей более половины нашей жизни).
 
1. Первый способ – личные достижения, возможность утверждать себя через результат, который можно потрогать, продемонстрировать или осознать самому. Этим людям важно двигаться вперед и вверх, завоевывая должности, звания, территории. Важно, что достиженцы, похожи на альпинистов, которые стремятся находить новые вершины, покорять их, отмечая флажками и двигаться дальше. Такой «вершиной» может стать крупная сделка или сложный проект, освоение новой технологии. Это люди, которые с удовольствием осваивают новые профессиональные территории, принимают вызов и мотивируют сами себя. Часто, это одиночки, которые хорошо ведут индивидуальные проекты и плохо реагируют на контроль. Если они вырастают из позиции и не видят дальнейших «вершин» уходят туда, где сверкают еще не покоренные «ледники» и «возвышенности». При этом важно понимать, что достиженцы бывают внешние (им важны внешние атрибуты и доказательства достижений: должности, завоеванные территории, деньги) и внутренние (для них – самое важное личностный рост и понимание, что «это сделал я»).
 
2. Второй способ ощущать всю гамму бытия – получение удовольствия от процесса. Это люди, для которых крайне важно иметь возможность творить. В процессе наблюдений я стал распознавать два типа процессников: активных и тихоней. Активные - часто неформальные лидеры, тусовщики и «свои парни». Это люди, для которых удовольствие от процесса важней, чем конечный результат. Они прекрасно организуют и проводят корпоративные праздники, с удовольствием делятся своим опытом, могут долго и качественно разбираться в тонкостях новой технологии (если она интересна). Такие сотрудники прекрасно себя чувствуют в атмосфере постоянного праздника и медленно умирают от рутины и однообразия. При этом «тихони» могут получать удовольствие от, казалось бы монотонной работы, например, часами протирать стекла, если они видят в этой работе свое процессное удовольствие. Еще одна отличительная сторона сотрудников с процессной мотивацией – стремление к комфорту, для них важно удобное рабочее место (для сравнения, достиженец может даже не обратить внимание, что его стол стоит на проходе). Такие сотрудники становятся хорошими наставниками, часто это командные игроки. Задача помогать им, если они «застревают» в процессе и нацеливать их не результат.
 
3. Третий способ получать жизненно важную энергию – называют социальной мотивацией.  По сути дела, это внимание и тепло окружающих. Ориентированность на социум. Сотрудники с таким типом мотивации – это люди, ориентированные на похвалу и оценку руководителя. Для них крайне важен хороший эмоциональный климат, именно поэтому они хорошо усваивают неписанные правила и законы, практически не могут отказать, когда их о чем-то просят. Социальный тип мотивации предполагает с одной стороны легкое управление с другой необходимость поощрения за каждое сверхусилие со стороны сотрудника.
 
4. Четвертый самый сильный способ заряжен энергией смыслов. Идейная мотивация – это единственный вид мотивации не имеющий минусов и защищающий хозяина от профессионального выгорания. На заре свой профессиональной деятельности мне пришлось плотно работать в среде сильных и творческих преподавателей и школьных учителей, еще тогда я обратил внимание, что те из них, кто искренне любит свое дело и верит в его значимость не смотря на низкую зарплату, козни администрации, многочасовую изматывающую работу, были счастливы оставаясь в профессии десятки лет. Почему больше всего мы устаем от бесполезной работы или безделья? Потому что лишаемся живительной энергии Смысла. Не ждите, что к вам придет на работу человек с идейной мотивацией (если это случится – воспринимайте как чудо) – эту мотивацию необходимо развивать. Именно для этого создаются миссии (правда, я почти не видел работающих, но это тема другой статьи), именно для этого коллеги на западе делают сотрудников сотворцами новых идей развития компании. Гимн компании, флаг и прочая атрибутика – призваны решать ту же задачу.
 
5. Пятый способ утвердить себя опирается на финансовую мотивацию. Люди, ориентированные на материальное вознаграждение чувствуют уверенность и силу, держа в руках деньги и понимая как они могут контролировать их количество на своем счету. Таким сотрудникам важны максимально прозрачные и понятные схемы компенсации их труда с возможностью влиять в сторону увеличения на свою заработную плату. Бонусы, соц. пакет, дополнительный отдых и другие дарованные блага легко конвертируются в деньги и являются дополнительным стимулом для работы. С одной стороны с такими людьми легко строить деловые отношения на основе понятного обеим сторонам договора, с другой – если где-то условия будут более выгодные – уйдут без тени сожалений.
 
Следует помнить, что все мы являемся носителями всех пяти видов мотивации, которые проявлены в нас в той или иной степени.
Задайте себе вопрос: что мы делаем, чтобы сотрудники прониклись идеей нашей компании, чтобы он стремился выполнять свою работу лучше других? Чтобы они гордились компанией, в которой они работают?
 
Юрий Линецкий,
Генеральный директор компании «Седьмой Ресурс».